Посчитать рейтинг тренера
Стать участником
Заявка на участие в конкурсах

Авторизация
Логин:
Пароль:
Вспомнить пароль
Регистрация


Тренинг-центр "Синтон", Николай Козлов 
Москва. Самопознание.ру -все тренинги и семинары




  
Подписаться письмом 

  

Подписаться письмом 


Александр Свияш

Примативность – это показатель, который показывает, насколько сильно в поведении человека проявлен врожденные инстинкты – стайный инстинкт, инстинкт продолжения рода и инстинкт выживания. Высокопримативные люди в своем поведении в основном опираются на инстинкты. Низкопримативные, рассудочные люди  в своем поведении  опираются в основном на разум и логические рассуждения.

Большинство людей при принятии решений опираются как на инстинкты, так и на разум. Но соотношение разума инстинктов может быть различным.

Задача теста как раз состоит в том, чтобы помочь вам понять, насколько вы рассудочны, а насколько инстинктивны.  Это поможет вам лучше понимать скрытые мотивы вашего поведения и ваших взаимоотношений с другими людьми.

Тест для мужчин

Вопрос

Оценка себя в баллах

Примечания

1.

Много ли у вас волос на теле?Вопрос относится только к представителям белой расы.

 

Если волосы у вас по всему телу, включая спину,  то ставьте 10. Если волосы растут только на голове и лобке, а остальное все чисто, то ставьте 2. Если  растительность на теле есть, но не очень много, выберите промежуточное значение. Длинные волосы, борода, усы – прибавляйте пару баллов.

2.

Любите ли вы экстрим, риск для жизни, острые ощущения?

 

Если не можете без этого жить, ставьте 10. Если избегаете этого, ставьте 1 или 2. Остальное - в промежутке.

3.

Важны ли для вас родственные отношения, постоянное общение с родственниками, друзьями, помощь им?

 

Если очень важны, ставьте 10. Если совершенно не важны – 1. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10.

4

Можете ли вы управлять своими эмоциями  или они могут захлестнуть вас и  управлять вашими поступками? Как насчет ревности?

 

Если вы суперэмоциональны (или ревнивы) и часто не можете контролировать свое поведение, то ставьте 10. Если малоэмоциональны, то 3.

5.

Можете ли вы долгое время пребывать в одиночестве, или вам обязательно нужно общество других людей?

 

Если  одиночество доставляет вам удовольствие, то ставьте 1 или 2. Если вам обязательно нужны люди, без них вам нехорошо, ставьте 10. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10.

6.

Можете ли вы контролировать свою еду (выпивку, курение, наркотики, азартные игры)? Или  вы делаете это в избытке, а потом ругаете себя за это?

 

Если вы свободно контролируете количество потребляемой пищи (алкоголя, сигарет, наркотиков, азартных игр), то ставьте 2. Если же вы совсем не можете управлять этими процессами, то ставьте 9 или 10. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10.

7.

Можете ли вы управлять своими сексуальными потребностями, или  сексуальное влечение полностью захватывает вас?

 

Если у вас нет избыточной сексуальности, то ставьте 2. Если вы суперсексуальны и думаете только о сексе, ставьте 10. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10.

8

Любите ли вы охоту, рыбалку? Причем речь идет не о поездке для отдыха или медитации, а именно за  добычей. То есть вы полностью сосредоточены  и любой ценой желает добыть  себе рыбы или мяса.

 

Если вы всегда стремитесь добыть как можно больше рыбы или дичи, это для вас очень важно, то ставьте 10. Если ездите на рыбалку или охоту только ради общения с друзьями или природой, то ставьте 4. Если далеки от этих развлечений, то ставьте 2. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10. 

9

Любите ли вы есть блюда, приготовленные из живых существ – живой рыбы, раков, только что убитой дичи, мясо с кровью и пр.?

 

Если вы с удовольствием выбираете живых рыб, раков, птицу и пр. и с удовольствием едите тут же приготовленную из них пищу, то ставьте себе 9. Если вы убежденный вегетарианец или не едите ничего, что имеет глаза, то ставьте 1. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10.  

10

Важна ли для вас принадлежность к какой-то нации, народности, клану, религии, партии?

 

 

 

Если вас очень волнуют национальные, религиозные или партийные вопросы, вы считаете себя экспертом в этом, то ставьте себе 9. Если вас совершенно не интересует ваша национальность, религиозность, партийность, вы далеки от этого – ставьте себе 2. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке от 2 до 10.

 

ИТОГО:

 

 

Тест для женщин

Вопрос

Оценка себя в баллах

Примечания

1.

Важны ли для вас родственные отношения, постоянное общение с родственниками, детьми, помощь им?

 

Если очень важны, ставьте 9. Если совершенно не важны – 1. В остальных случаях оцените для себя важность этого показателя в промежутке между 1 и 10.

2.

Можете ли вы управлять своими эмоциями  или они могут захлестнуть вас и  управлять вашими поступками?

 

Если вы суперэмоциональны и часто не можете контролировать свое поведение, то ставьте 10. Если не  эмоциональны, то 1.  Остальное – в промежутке.

3.

Важно ли для вас иметь своих детей?

 

Если очень, вы не представляете себе жизнь без детей, то  ставьте 9. Если вам они совсем не нужны, то ставьте 1.

4.

Можете ли вы долгое время пребывать в одиночестве, или вам обязательно нужно общество других людей?

 

Если  одиночество доставляет вам удовольствие, то ставьте 1 или 2. Если вам обязательно нужны люди, без них вам нехорошо, ставьте 9.

5.

Можете ли вы контролировать свою еду (питие, курение, секс) или  вы наедаетесь до отвала, а потом ругаете себя за это?

 

Если вы свободно управляете количеством потребляемой пищи (напитков, сигарет, наркотиков), то ставьте 1. Если же вы совсем не можете управлять этим процессом, то ставьте 9 или 10.

6.

Имеется ли у вас бессознательная тяга к чудесам, гаданиям, ясновидению, астрологам и другой мистике?

 

Если это вас очень интересует, вы варитесь в этом и постоянно пользуетесь магическими ритуалами,боретесь со сглазами и порчами, то ставьте себе 10. Если вы далеки от этого и  юмором относитесь к мистике, ставьте себе 2.

7.

Религиозный ли вы человек?

 

Если вы очень религиозны, исполняете все обряды вашей церкви и искренне не понимаете  неверующих, то ставьте 8. Если вы атеистка, то ставьте 1.

8

Есть ли в вашей жизни необоснованные страхи, предчувствия, тревожащие сны и прочие непонятные явления?

 

Если вас постоянно одолевают непонятные страхи, предчувствия,  вы пытаетесь толковать свои сны, то ставьте 8.  Если у вас есть страхи, но вы явно понимаете, откуда они возникли (сильный испуг и пр.), то ставьте 4. Если страхи и предчувствия чужды вам, ставьте 1.

9

Является ли замужество очень важной частью вашей жизни?

 

Если вы не можете представить себе жизнь не замужем, она теряет для вас всякий смысл, то ставьте  9. Если у вас есть множество интересных дел, и вы совершенно спокойно относитесь к тому, замужем вы, или нет, то ставьте 2.

10

Важна ли для вас принадлежность к какой-то семье, клану, нации, народности, партии, религии?

 

Если вы четко позиционируете свою национальную или религиозную принадлежность, и полностью руководствуетесь их нормами, то ставьте себе 9. Если вас совершенно не интересует национальность и  религиозность вас и ваших близких, то ставьте себе 2.

 

ИТОГО:

 

 

  

Проставьте  в среднем столбце то  значение показателя, которое отражает ваше текущее состояние и поведение. Затем нажмите кнопку «ПОДСЧИТАТЬ», и вы получите ваш примерный показатель примативности.


Дополнительные сведения о примативности

Александр Свияш «Проект – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Успех или неудача?»

 

«Собственно, эта особенность человеческой психики давно учитывается учеными, и они даже ввели для нее специальный термин – «примативность». По значению это слово очень похоже на «инстинктивность». Это не примитивность, и именно примативность, происходящая от слова «примат», то есть преобладание. Или же от слова «приматы», в смысле, обезьяны. Что тоже сюда вполне подходит. Поэтому можно сказать, что «примативность» – это степень выраженности инстинктивных моделей поведения по отношению к рассудочным. Если уж выражаться совсем грубо, то чем более примативен человек, тем ближе он по своему поведению к животным.


На первый взгляд может показаться, что образец примативности – это малоразвитый и необразованный мужчина, заросший волосами, дурно пахнущий, громко и нелитературно выражающий свои незатейливые мысли, беспрерывно что-то едящий и пьющий и домогающийся всякую проходящую мимо женщину. Знакомый образчик, не так ли?


Тогда как человек с отсутствующей примативностью – это отутюженный и элегантный мужчина в строгом костюме и очках, с тремя высшими образованиями, с задумчивым интеллектуальным лицом и кожаным портфельчиком с деловыми или научными бумагами. Или с ноутбуком.


Это почти так, но не совсем. На самом деле, степень примативности почти не зависит от уровня образованности человека. То есть может быть высокопримативный академик и низкопримативный (то есть высокорассудочный) дворник (хотя, конечно, справедливости ради нужно сказать, что гораздо чаще бывает наоборот). Примативность проявляется в том, насколько на поведение человека, независимо от его сознания, влияют врожденные инстинкты. А это иногда мало зависит от уровня образования, социальной среды, в которой живет человек, занимаемой должности и других факторов.  

 

Люди поощряют инстинкты

Вернемся к вопросу о том, как общество относится к животному началу в поведении человека. Вроде бы не одобряет, поскольку к животному началу принято относить жестокость, грубость, невоздержанность в желаниях, обжорство (вспомните: «Ну ты животное!»), бесцеремонность («Прешь как осел!»), излишнюю сексуальную озабоченность («мартовская кошка», «кобель»), мстительность и другие не очень приятные качества.


То есть люди вроде бы не должны вести себя как животные, а должны руководствоваться в своем поведении нормами морали, нравственности и другими принятыми в этом обществе разумными правилами, которые явно не поощряют проявления животных инстинктов.


Но вот представим себе группу женщин, обсуждающих молодую маму, очень привязанную к ребенку и посвятившую ему все свои мысли и поступки: «Это хорошая мать, у нее силен материнский инстинкт. Такая мать – это образец для других!

А вон идет другая мама, плохая. Она через два месяца после родов отдала ребенка няне и сама пошла работать. Она совсем не думает о ребенке, у нее нет материнских чувств, ну разве так можно! А вон та женщина совершенно ужасна, она вообще не хочет иметь детей!»


Знакомые стереотипы, не так ли? То есть, в целом быть животным нехорошо, но иметь такой инстинкт, как материнский, это замечательно!


А наш спорт, весь построенный на идее достижения победы любой ценой? Разве он не тешит инстинкт выживания в форме борьбы за высшее место в спортивной иерархии? А бесконечные боевики, какие инстинкты зрителей они тешат? Это значимая часть нашей жизни? И много ли там разумного и человеческого?


Так что в реальности люди, заявившие о себе как о существах, управляющих своею жизнью с помощью разума (homo sapiens – человек разумный), изо всех сил цепляются за инстинкты, поощряют и развивают их. Поощряют свое животное начало, хотя заявляют о необходимости жить разумно и осознанно.


Таков наш мир, и прожить в нем нужно целую жизнь, и желательно с удовольствием.

 

Что такое инстинкт?

Но теперь можно поинтересоваться, что же такое, этот самый инстинкт, который явственно выдает в человеке животное происхождение. Или, наоборот, процесс движения от существа разумного к животному? Судя по происходящим в мире событиям, имею место два эти процесса одновременно.


Нужно сказать, что современная наука не очень любит обсуждать тему инстинктов, поскольку ей пока не удалось составить единую классификацию или дать устраивающее всех определение инстинкта.


Поначалу инстинктов насчитывалось пять – десять, а потом число дошло до нескольких сотен. Ведь к инстинктам люди относят явления совсем разного порядка. Например, инстинктивно мы отдергиваем руку, когда касаемся горячей поверхности. И инстинктивно сжимаемся, концентрируемся в мгновения опасности.


С другой стороны, процесс дыхания, управление мышцами тела во время движения мы тоже совершаем не осознанно, а инстинктивно, но это совсем другие инстинкты.


С третьей стороны, мы можем рассуждать об инстинкте продолжения рода, инстинкте материнства, лидерском инстинкте – это уже совсем не те внутренние механизмы, которые управляют дыханием.


Здесь мы будем рассматривать только те явления, которые указаны в третьем варианте. То есть те сложные процессы, которые влияют на поведение человека помимо его сознания, заставляя его придавать огромное значение некоторым ценностям и приоритетам и совершать вытекающие из этого выбора поступки. Эти процессы неосознаваемы, то есть идут не от разума человека (здесь имеется в виду рациональная составляющая человеческого мышления), а из каких-то других центров, которые человек изначально признает как очень важные.


Мы будем рассматривать всего несколько инстинктов

• инстинкт продолжения рода, заключающийся в неосознаваемой тяге людей производить на свет потомство. Причем речь идет не о сексе, а именно о желании иметь детей.


• стадный (стайный) инстинкт, заключающийся в неосознаваемом желании принадлежать какой-то группе (стае), где человек чувствует себя в безопасности. Этот же инстинкт определяет положение человека в обществе, его место в иерархии людей;


• инстинкт самосохранения (выживания), заключающийся в бессознательном стремлении выжить любой ценой в случае опасности (может быть подавлен волей и внутренними установками). Другая форма проявления этого инстинкта – бессознательное стремление помочь брату по крови – другому человеку, испытывающему опасность или страдание, то есть милосердие;


• лидерский инстинкт – бессознательное стремление занять как можно более высокое положение в обществе (в своей сфере и на своем уровне), где безопаснее и достаются более лакомые куски всевозможных благ. Здесь же возможна другая форма проявления этого инстинкта – стремление защитить более слабых, взять на себя ответственность за их жизнь и благополучие.


Понятно, что этот список может вызвать гнев специалиста по инстинктам (этолога), но мы не будем претендовать на это почетное звание. Нам для дальнейших рассуждений достаточно того, что мы указали (а если не хватит этих инстинктов, то добавим еще).


Когда человек разумен?

Если человек есть двуединство животного и разумного начала, то можно ли различать, когда человеком управляет разумное начало, а когда – животное? Обычно эти состояния легко различимы.


Если вы находитесь в ситуации, когда у вас достаточно знаний, информации и времени, чтобы оценить имеющуюся ситуацию и принять обоснованное решение, то чаще всего ваше поведение разумно. Это разумное поведение домохозяйки на кухне,  рабочего на заводе,  директора предприятия в своем кабинете и так далее. Они выполняют более-менее стандартные действия по заранее известным правилам,  им ничего не угрожает и не вызывает сильного беспокойства, поэтому инстинкты не востребованы.


Но если вас только что назначили директором, и для вас эта должность новая и  тревожная, то у вас бессознательно могут включиться инстинктивные  механизмы обеспечения безопасности. Которые проявятся, например, в стремлении окружить себя «безопасными» людьми (родственниками, друзьями, прежними сослуживцами), хотя объективно их деловые качества  могут не соответствовать  нужным требованиям.


То есть инстинкты приходят к нам на помощь, когда нам не хватает информации и времени для принятия обоснованного (то есть рассудочного, рационального) решения. Например, решение принимать нужно быстро, а вы не можете своим рациональным умом (каким бы сложным он ни был) понять, что происходит. Громкий внезапный звук, непривычная вибрация, непонятная речь или угрожающие интонации в голосе незнакомца, непонятные события вокруг вас, отсутствие нужной информации – все это, и множество других факторов могут запустить в нас инстинктивные процессы.


В сложной ситуации Разум не может даль однозначной оценки ситуации, поэтому его быстренько задвигают в дальний угол, и в управление человеком вступает блок Инстинктов. Сначала инстинкт выживания запускает свои анализаторы на предмет опасности – нет ли угрозы для жизни? Затем он же предлагает либо совершить какие-то действия (зажмуриться, прислушаться, спрятаться и т. д.), либо, если прямой угрозы нет, запускает следующие инстинкты. Например, стадный – человек начинает искать другого человека – вместе безопасней. Если другому человеку нужна помощь, уже инстинкт выживания заставляет нас броситься помогать ему, и так далее.

 

Инстинкт помогает нам выживать

То есть можно констатировать, что инстинкты помогают человеку выживать в опасном мире. Человек абсолютно рациональный с полностью подавленными инстинктами долго здесь не проживет – не получив нужной информации, он без страха пойдет смотреть, что за непонятный шум он слышал. Человек с инстинктами давно уже сделал бы ноги от малопонятного шума, а этот идет выяснять, кто в кого и зачем стрелял. Или что это был за звук, похожий на шум падающей стены. И так далее.


То есть получается, что если бы наш мир был абсолютно безопасен, если бы в нем никогда не выключали горячую и холодную воду, электричество, не происходили бы землетрясения и другие катастрофы, отсутствовала бы преступность – в таком мире инстинкты действительно почти не нужны. Разве что инстинкт продолжения рода пригодился бы, да и его легко заменить клонированием. Как вы понимаете, примерно такие условия жизни существуют только в  некоторых странах Европы и в Северной Америке.  Там  настолько безопасно, что большинству местных жителей  (не переселенцев с Востока)  просто негде применить свои инстинкты. Из-за невостребованности они угасают.


Но это только малая часть нашей планеты. В остальном наш мир не такой. В нем постоянно кто-то воюет, борется за власть, есть нарушители законовпроисходят катастрофы, землетрясения, аварии и другие угрожающие жизни события – так что инстинкты нам нужны. Условно говоря, нужны для того, чтобы продлить существование нашего тела.


Количество катастроф и других угрожающих жизни событий в нашем мире постоянно увеличивается. Катастрофы есть результат изменения климата на планете под влиянием преобразующей (вроде бы разумной?) деятельности людей. Разумные ученые придумывают новые товары, не менее разумные предприниматели их выпускают, очень разумные потребители их приобретают. А планета в итоге этой тотальной разумности гибнет. Но не быстро, а постепенно, заставляя человека тренировать и развивать свои инстинкты, то есть становиться ближе к ней, матушке Природе (ведь животные – это часть Природы).


То есть похоже, что сегодня вся Планета (как единое живое существо) заинтересована в уменьшении разумности людей (в плане науки, техники и технологии), чтобы они меньше ее обогревали, засоряли, уничтожали природные ресурсы и леса.


Собственно, эти процессы в мире и происходят – количество населения с преобладающим инстинктивным поведением постоянно увеличивается  - население стран Африки и стран Азии растет и мигрирует в Европу и Америку. А коренное население стран Европы падает, поскольку  низкопримативные нации не стремятся размножаться (инстинкт продолжения рода спит, а Разум не хочет обременять жизнь хлопотами по воспитанию детей). Такой забавный замкнутый процесс – чем быстрее мы движемся вперед в плане науки техники, тем быстрее попадаем назад – к экологической или какой-нибудь другой катастрофе, которая вновь вытащит из нас инстинктивное (читай – животное) начало.

 

Поскольку примативность не оценивается в каких-то специальных единицах, мы будем оценивать ее величину в процентах.

То есть мы будем считать, что близкой к 100 % примативностью обладает человек, у которого очень слабы разум и рассудочность, и очень сильны инстинкты.


И наоборот, человек с полностью подавленными инстинктами и руководствующийся только своим разумом (практически – ходячий калькулятор, зануда), будет обладать низкой примативностью, близкой к 0 %. Понятно, что крайними значениями реальные люди не обладают, большинство обладают примативностью в диапазоне от 20 до 80 %.


Примерные оценки

Можно привести примерные экспертные оценки уровня примативности жителей различных стран.  Это будут усредненные оценки по отношению ко всему населению страны. Естественно, что среди  этого населения будет некоторое количество людей с гораздо большими и гораздо меньшими показателями примативности. Поэтому не нужно принимать приведенные цифры как основание для обиды или проявления других нерадостных чувств, будьте более разумны и  благожелательны, даже если вас не устроят эти оценки.


Итак, наиболее высокими показателями примативности, скорее всего, обладают  жители стран Африки, Азии и Ближнего Востока. В среднем их примативность можно оценить в 75-80%. Жители стран Средней Азии и Кавказа (бывшие республики СССР)  в среднем имеют показатели примативности  65-70%. Примативность жителей России можно оценить в  55-60%, и она уменьшается в связи со стабилизацией экономической и политической ситуации в последние годы.


Примативность коренного населения США (без афроамериканцев) можно оценить  в 40-45%. Примативность жителей Европы  (исключая южные страны) можно оценить в  20-25%. Оценки экспертные, поскольку серьезных исследований на эту тему не проводилось.


Вы уже имеете результаты тестирования, поэтому можете сравнить свою примативность со средним показателем по стране. Скорее всего, он будет несколько ниже этого среднего значения – высокопримативные люди не любят читать подобные книжки. У них есть более интересные занятия – выяснять отношения с окружающими людьми, производить детей и обеспечивать их выживание.


Рассмотрим для начала  характерные черты поведения людей с высокой и низкой примативностью. По ним вы сами сможете оценить достоверность приведенных выше оценок.

 

Характерные черты людей с высокой примативностью

Четкое позиционирование себя в человеческой иерархии (то есть знание своего места в сообществе), обычно достаточно низкая самооценка. Потребность во внешнем могущественном покровителе, который укажет, что нужно делать, и защитит в случае опасности. Бессознательное делегирование  важных решений лицам, занимающим более высокое положение в обществе (...вот приедет барин, барин нас рассудит…).


Жесткая религия,  обычно с  жесткой регламентацией поведения и жесткими наказаниями за нарушение ритуалов. Высокая эмоциональность, легкая возбудимость и агрессивность (иногда этот признак отсутствует из-за  исполнения религиозных предписаний или сложившегося уклада жизни). Преобладание отношений и связей над законом, использование закона в личных целях, высокая коррумпированность (бывают исключения).


Высокая потребность в создании семьи и рождении большого количества детей. Высокая сексуальность у мужчин. Высокая потребность в заботе о родственниках Сильные родственные связи. Склонность к застолью и гостеприимству. Высокая тяга к общению. Сильное стремление найти  свое сообщество и  агрессивно относиться к тем, кто не разделяет идеи этого сообщества, будь то объединение по национальном, религиозным или иным основаниям. Высокая заинтересованность в  достижении  добычи на охоте или рыбалке. Высокая зависимость от удовольствий, слабое противостояние  зависимостям.  Ожидание чуда, высокая приверженность азартным играм  и наркотикам с переходом к зависимости. 

Характерные черты людей с низкой примативностью

Опора на себя и на научные знания, слабая зависимость от внешних сил.  Невысокая потребность в религии. Высокая цена жизни, уважение к любому человеку, толерантность в отношениях.  Признание прав любого человека на его свободу, отсюда признание однополых браков. Преобладание рационального мышления над эмоциями, низкая эмоциональность. Преобладание закона над отношениями и связями, низкая коррумпированность. Слабые родственные связи, сдержанность в общении. Слабое стремление к воспроизводству рода. Сдержанность в эмоциях, построение семейных отношений с высокой степенью личной свободы, уважение прав партнера. Отсутствие бессознательного стремления быть членом какого-то сообщества.


Как это проявляется

Теперь давайте посмотрим, как могут проявляться отличия людей с высоким и низким уровнем примативности в конкретных  сферах жизни.

 

Самооценка


Возьмем такую важную часть жизни, как самооценка, ощущение собственной значимости, восприятие себя как  важного элемента мироздания.


Люди с высоким уровнем примативности обычно  живут в опасной среде,  в тяжелых условиях, где их жизни угрожает множество опасностей. Погибнуть можно легко, поэтому ни своя, ни чужая жизнь не является серьезной ценностью. И  ею легко жертвуют во имя  разных идей – религиозных, клановых, территориальных,  для сохранения того, что принято считать честью в этом сообществе, и по множеству других поводов.  Понятно, что самооценка при этом достаточно низка, человек стремится жить в окружении  близких ему людей (близких по крови, по национальности, по религии и т.д.).  Попав в незнакомую среду, он бессознательно (стайный инстинкт) стремится найти  близких ему по крови (национальности, месту рождения и т.д.) людей и общаться с ними.  Такие общины (землячества) создают переселенцы в Россию с Кавказа или Средней Азии.  Но точно такие же землячества образуют в странах Европы или в Америке переселенцы из России. В среде соотечественников  люди  находят общение, поддержку,  ощущение защищенности.


Высокопримативными людьми удобно управлять, поскольку у них нет собственного мнения, они  делегируют право принимать решения тем, кто стоит выше их по рангу (наместнику Бога – главе религиозной общины, царю,  шаху, президенту (если он захочет себя так назвать), начальнику, командиру,  и т.д.).  Они готовы воспринять любые способы управления ими как должные, поэтому  преобладают диктатуры  или  монархии, где власть передается по наследству.


Поскольку люди имеют низкую самооценку, они ищут защиту и помощь у каких-то внешних сил, не рассчитывая на себя. Поэтому в таких странах высока востребованность  религии, причем религии жесткой,  четко предписывающей  все  шаги в жизни человека.  Если религия не такая жесткая, то популярно обращаться за помощью к разного рода колдунам, шаманам, ясновидящим или  магам.


Высокопримативные люди обычно мало верят в возможность изменения ситуации своими силами, поэтому у них высока вера в Чудо. Отсюда  вытекает высокая популярность  всевозможных розыгрышей и лотерей,  азартных игр.  Причем, поскольку разумное начало развито слабо, а вера в Чудо высока, то люди не могут остановиться в  своих азартных  устремлениях (включая тягу к алкоголю и наркотикам).  Понимая  эту национальную особенность,  религиозные и светские власти обычно вводят жесткие запреты на азартные игры, алкоголь и наркотики.

 

В низкопримативных сообществах, где люди принимают осознанные решения,  ситуация совсем иная. Здесь каждый человек ощущает себя Личностью, имеющей определенные права и  собственное мнение. Таким людям сложно навязать  какой-то выбор, поскольку они привыкли думать и принимать решения сами.  Понятно, что с помощью массированного воздействия через телевидение с использованием современных психотехнологий и им можно навязать какое-то решение, но это ненадолго.  Через некоторое  время они разберутся  в обмане и  призовут к ответу того, кто ими манипулировал, независимо от занимаемой им должности. Подобные примеры, когда под суд попадают политики любого ранга, даже самого высокого, мы периодически видим в странах развитой демократии.


В восокопримативных странах это невозможно. И не потому, что там нет демократии, а потому, что там другие люди.  Попытка навязать демократическую модель управления   стране с высокопримативным населением приводит к более чем печальным результатам.  Реальные хозяева страны, используя демократические инструменты,  обеспечивают себе  победу на выборах и продолжают править, уже имея статус «цивилизованного» общества».  Пока самооценка и самосознание населения не достигнет  определенного уровня (примативность населения не уменьшится до 40-45%),  демократические формы будут покрывать клановые (стайные) отношения. 

 

Семья


Примативность оказывает огромное влияние на семейные отношения, диктуя модель семьи и стратегии поведения мужчин и женщин.


Например, инстинкт продолжения рода заставляет мужчин неосознанно стремиться переспать (создать потомство) с максимальным количеством женщин. На сознательном уровне их интересует только секс, а на бессознательном высокопримативный мужчина стремится самоутвердиться как самец - обладатель всех самок стаи.


Этот же инстинкт заставляет женщин любой ценой создать семью и иметь детей (продолжить род).  При выборе мужа женщина бессознательно стремится выбрать самого высокорангового (с точки зрения инстинкта, а не разума!) мужчинуи стать его женой (или любовницей). Высокоранговый – то есть занимающий высокий статус в обществе (в стае).

Но если затем мужчина не оправдывает надежд женщины (оказывается слабым, неуспешным, безденежным), его ранг в глазах женщины резко падает (любовь проходит). Она охладевает к нему и устремляет свое внимание на другого, опять же высокорангового (по отношению к ее статусу) мужчину. Очень подробно эти процессы описаны в работе В. Протопопова «Трактат о любви с точки зрения ужасного зануды» [10] и в книге «Советы  брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться» [6}Понятно, что все эти поступки не понятны Разуму и являются источником множества переживаний.


Под влиянием инстинкта продолжения рода  высокопримативные семьи стремятся иметь как можно больше детей. Поскольку условия жизни обычно суровые, часть детей не выживает, остаются только самые сильные и здоровые. То есть в высокопримативных сообществах   работает механизм естественного отбора, воспроизводя   качественный генофонд, то есть увеличивающиеся и  активные новые поколения.

 

В низкопримативных сообществах  все обстоит по иному.  Поскольку   инстинкт продолжения рода ослаблен, женщины не стремятся любой ценой создать семью  и завести детей. Семьи строятся на основе взаимного влечения и сохраняются, пока существует любовь.


В целом у мужчин и женщин наблюдается снижение влечения (либидо) – видимо, как следствие общего снижения эмоциональности.  Вместо любви и секса они ищут другие способы получения возбуждения – интенсивная работа, спорт, увлечения.


Рождение детей планируется. Поскольку дети мешают женщинам в карьере, они часто отказываются от деторождения или имеют одного ребенка. В итоге численность нации уменьшается.

 

Здоровье


Высокопримативные люди обычно  имеют хорошее здоровье от рождения (дети с плохим здоровьем просто не выживают).  Поскольку это бесплатный ресурс, то он расходуется без сожаления и в первую очередь.   Заботиться о здоровье и тратить деньги на его поддержание  считается пустым и неумным делом, поскольку всегда найдутся более важные дела.


В случае заболевания  сначала пытаются побороть болезнь, не обращая на нее внимания. Если боль не уходит, начинают лечиться подручными и народными (бесплатными) средствами. Если это не помогает, приходится обращаться к врачу.  Искать причины заболеваний внутри себя не принято.

 

В низкопримативных странах здоровье считается реальной ценностью, в которую нужно вкладывать время и деньги.  Люди регулируют процесс своего питания, занимаются спортом, стараются поддерживать здоровый  образ жизни. В случае заболевания принято сразу обращаться к специалисту.


Высокоразвитая медицина и сильная социальная служба позволяют сохранять жизнь любым детям, в том числе ослабленным и больным. В итоге портится генофонд и воспроизводится все большее число слабых и нежизнеспособных особей (даже при хорошей экологии и нормальной медицине). В итоге через несколько поколений эту расу побеждает более молодая и более сильная раса. Низкопримативая раса  с временем обречена на вырождение и исчезновение.  Если, конечно, она не начнет интенсивно  обновляться путем смешанных браков с  представителями высокопримативных народов.


Поэтому  поиск решение проблемы  увеличения рождаемости путем   усиления социальной поддержки, скорее всего,  обречен на провал (об этом свидетельствует опыт стран Европы с прекрасной социальной службой). Скорее всего, все получится наоборот. Чем сильнее социальная поддержка, тем более защищенным ощущает  себя человек, тем меньше у него потребность в производстве большого числа детей.  Он будет любой ценой стараться  сохранить и вырастить то, что родилось. Тем самым  будет запущен процесс  деградации нации (здесь речь идет об основном населении, а не о высокопримативных переселенцах, которым финансовая помощь поможет вырастить еще больше детей).

 

Работа, бизнес


Примативность, естественно, проявляется в такой важной сфере жизни, как работа или бизнес. В высокопримативных странах   стайный инстинкт заставляет руководителя принимать на работу  родственников (друзей, единоверцев, соотечественников), невзирая на их деловые качества.  Так он бессознательно ощущает себя более защищенным. Создав фирму из членов своей семьи (или своего клана),  далее к ним не предъявляются слишком большие требования. Даже если кто-то из членов семьи не справляется с работой, его не выгоняют, а находят для него место по силам. Хоть и бестолковый, но свой, нельзя обижать.


В странах со средней примативностью (типа России) на работу или в бизнес также часто набирают или приглашают  своих родственников, друзей, одноклассников, сослуживцев и т.д. В общем, членов одной стаи.


Затем, когда эти близкие люди не справляются с работой, к ним предъявляются претензии. Дальше идут переживания руководителя на тему, избавляться ли ему от близкого человека из-за его низкой компетенции, или оставить в надежде, что он исправится. Это называется «идеализация отношений между людьми» и приводит она порой к самым огорчительным результатам.

 

В низкопримативных странах людей набирают на работу преимущественно по уровню квалификации и деловым качествам.  Чтобы иметь возможность избавиться от неугодного работника, контракты заключают на год, или каждый год проводят аттестацию персонала.  Родственные связи на работе или в бизнесе не приветствуются, скорее наоборот. Например, в  США введен запрет на личные связи в компаниях. Как только устанавливаются неформальные отношения мужчины и женщины – они подлежат увольнению, независимо от занимаемой ими должности, квалификации и других деловых качеств.

  

Культура, искусство


У высокопримативных личностей культура особо не востребована.  Разве что массовая культура, где  миллионы людей восхищается (либо старается подражать)  самым активным и  непосредственным в проявлении своих  животных страстей  кумирам.


Искусство в основном построено на  описании различных страданий. Например, страданий самки по поду того, что ей не удается  найти себе самца и продолжить род. Или самца ей найти удалось, но он под влиянием все того же инстинкта продолжения рода бегает по другим самкам, а она переживает. Или что-то подобное.  Это, конечно, излишне циничный взгляд на искусство, но по сути но так и есть.  Зрителей нужно вывести из равновесного состояния и дать им всласть попереживать, тогда они будут  считать представление успешным.


Другой вариант современной массовой культуры – это песни и танцы,  ведущими исполнителями в которых являются чернокожие приматы. Или подражающие им белокожие, но тоже достаточно примативные. С возрастом увлечения людей меняются, но об этом мы еще поговорим.

 

У низкопримативных все сложнее.  Показывать страдания тоже можно, но только очень тонкие, экзистенциальные.  Картины могут быть абстрактными или философскими, и так далее.  Массовость не приветствуется (хотя  продюсеры могут думать иначе).  Более востребована культура для небольших групп людей,  низкопримативные люди вообще не склонны собираться в большие толпы.

 

Политика, социальное устройство


В силу неразвитости самосознания (и обычно низкого уровня развития и образованности) высокопримативные народы воспринимают дикторские режимы  как естественные.  Восстание против диктатора происходит, когда  терпение народа истощается из-за  избыточной жестокости правителя и  чрезмерно низкого уровня жизни. Но вместо одного диктатора вскоре после восстания появляется другой, и так до бесконечности – пока не изменится самосознание народа. А диктаторы (религиозные или светские) делают все, чтобы уровень осознанности населения не повысился. Сделать это несложно – нужно лишь создать в стране обстановку тревоги, страха за жизнь и безопасность в будущем. Для этого неплохо периодически находить внутренних врагов и  публично расправляться с ними. Очень хороши внешние враги,  с ними периодически нужно идти на разного рода обострения отношений – это будет хорошим основанием для дальнейшей самоизоляции. Нужно показывать по телевидению как можно больше насилия и катастроф.  Годится небольшая локальная война,  террористические акты и другие  события, не дающие населению забыться в безмятежности и начать думать.


Сложность существования подобных режимов состоит в том, что население очень зависимо от  властей,  полагая, что именно власти должны решать все их проблемы, и не желая брать ответственность за свою жизнь на себя. Это удобно для сохранения власти, но  не дает возможности  создать высокоэффективное производство. Малоосознанный (считай – малоответственный) человек в первую очередь будет  заботиться о своих личных интересах, занимая совершено пассивную позицию по отношению к  интересам предприятия или общества в целом (вспомним отношение крестьян к  результатам сельхозтруда в нашей стране, например). С таким населением стране невозможно вырваться в лидеры мирового производства. С этой проблемой сейчас сталкивается Россия. И деньги вроде бы есть, и оборудование современное можно бы закупить, а работать на нем некому.  Приходится вместе с иностранным оборудованием завозить и иностранных рабочих.


Для справкиЦентр современных бизнес-технологий  предлагает для крупных компаний специальную программу повышения ответственности  руководящего и исполнительского персонала (рабочих, бригадиров, служащих). Программа корректируется под  интересы и специфику работы  предприятия. Обращайтесь (http://new-business.ru/ ).

 

Кроме того, лидеры высокопримативных стран очень неохотно принимают любые идеи объединения с другими странами и народами. Пусть маленькая стана (стая), но своя!  А в  объединенном сообществе придется делиться властью, подчиняться придуманными другими людьми правилам. Кому это нужно?  Лучше самоизолироваться и подавить всю внутреннюю оппозицию.  Пусть с экономикой и уровнем жизни народа будет неважно, зато сохранение власти будет гарантировано.


В случае прихода к власти высокопримативный лидер инстинктивно окружает себя  родственниками – мы это видим, например, в республиках Азии.  Хотя опыт правящих династий показывает, что именно родственники чаще всего готовят покушения на того, кто находится у власти. И хотя все правители знают об этом,  инстинкты побеждают при выборе своего окружения.


Если у пришедшего к власти руководителя родственные связи порушены (примативность пониже),  то для создания «своего» сообщества годятся друзья, сослуживцы, одноклассники и другие знакомые из «прежней» жизни. 


Если уровень примативности населения совпадает с уровнем примативности лидера, то он будет поддержан большинством населения – люди его понимают и сочувствуют ему. То есть они ощущают, что на его месте поступили  бы точно так же.  В высокопримативном обществе рассудительные  (низкопримативные) лидеры на находят поддержки у  большинства населения, какие бы светлые (например, либеральные) идеи они не предлагали.  Население просто не понимает (и не принимает) их идей.  Как давно замечено, каждая страна достойна своего правителя.


Поэтому ситуация, когда низкопримативная  (западная) демократическая система принудительно навязывается на высокопримативное  сообщество (или страну)  неминуемо терпит провал.  Демократия предполагает высокий уровень осознанности, самостоятельности населения. В высокопримативном обществе каждый отдельный человек чувствует себя песчинкой, и он защищен только в толпе, в стае. Которой обычно управляет тот, кто не заинтересован в повышении осознанности толпы. Поэтому в высокопримативных сообществах  демократические идеи трансформируются и служат интересам правящего клана.  Внешне вроде бы выборы проводятся, но весь народ, как один, голосует за того, кто сильнее сегодня.  Эту ситуацию мы сейчас видим в Афганистане,  Ираке и ряде других стран, которые принудительно пытаются перевести на демократическую систему правления.  Пытаться-то можно, но вот результата ждать не приходится.

 

В низкопримативном обществе политические лидеры подбирают себе окружение по деловым качествам, хотя дружба и  опора на единомышленников тоже обязательна. Родственные связи практически не используются – низкопримативное общество не поймет этого.


В низкопримативных странах сильно уважение к правам любой личности. Этим пользуются переселенцы из стран с  высокой примативностью, которые расценивают признание их прав как слабость. Поэтому они начинают  навязывать свой стиль жизни – агрессивный, связанный с насилием, разрушением чуждого им порядка. Это мы видим в странах Европы, которые пока не умеют защищаться от нашествия переселенцев из Азии и Африки.


К чему это приведет? К тому, что в  странах Европы жизнь станет более опасной, и  ее жители вынуждены будут  вновь воспользоваться помощью своего инстинкта выживания, то есть повысить свою примативность. Крайняя форма проявления примативности – рост национализма, что имеет мест в этих странах. А иначе они просто  исчезнут как  нация или народность.

В России эти процессы идут не так остро, поскольку большинство населения не сильно отличается  от  переселенцев, они понимают и признают друг друга, разговаривают «на одном языке».


Низкопримативные  страны тяготеют к объединению – разумом их правители и население понимают, что жить и развиваться вместе удобней, чем поодиночке. Именно поэтому хорошо шли процессы объединения низкопримативных стран в  Единую Европу. Дальнейшему расширению этого сообщества  препятствуют руководители стран с более высокопримативным населением, не желающие терять свою власть». 


Александр Свияш


Ассоциация профессионалов личностного роста
Учредители